Я работаю учителем начальных классов уже 30 лет, и все эти годы являюсь классным руководителем. Хочу с уверенностью сказать, что классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся , который заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час. Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога .Обычно классный час проходит в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.
Хочу рассказать о том, как я использую данную форму работы в своей практике.
Вся воспитательная работа в классе планируется мною по нескольким направлениям: патриотическое, нравственное, учебная деятельность, здоровье, ученик и его досуг, ученик и его семья, профориентационная работа. Каждое из данных направлений предусматривает проведение классных часов.
Например, нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, я провожу предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература. Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в триместр, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса. Например: «Права и обязанности учащихся», «Вежливость и невежество», «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души» и т.д.
Формирование здорового образа жизни - одно из основных направлений работы нашей школы. Поэтому ежемесячно в классах должны проходить классные часы по ЗОЖ. Например: «Мой режим дня», «Твоё здоровье в твоих руках», «В гостях у Мойдодыра» и т.д.
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме игр: «КВН», « Час весёлых и находчивых», «Счастливый случай» , «Поле чудес» и т.д..
Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся. Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Например, накануне «Книжкиной недели» можно провести классный час «Книга лучший друг и помощник», где ребята могут показать презентации о писателях и их книгах. расскажут о прочитанных книгах, о своих домашних библиотеках.
Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое мы проводим вначале и в конце каждого триместра. Назначение классного собрания состоит в том, что в его ходе обсуждаются вопросы жизни коллектива, проблемы, возникающие в организации деятельности класса. Классное собрание будет результативным, если оно будет хорошо подготовленным, оно должно настраивать учащихся на позитивную деятельность и не должно быть монологом и нотацией классного руководителя.
Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Моя методическая копилка
Программы воспитательной работы
Классные часы
Сценарии праздников